Традиционная схема субсидирования спроса на автомобили в России за счет утилизационного сбора перестала работать из-за приостановки выпуска в России автомобилей иностранными компаниями и утраты поступлений утильсбора от них. Отсутствие средств от утильсбора выразилось в отсутвии денег на господдержку в 2023 году, сообщает газета "Коммерсант".
На льготные автокредитование и лизинг заложено менее 10 млрд руб. против традиционных в последние годы 15 млрд руб. Утильсбор от импорта машин, который в этом году вырос, отрасли отдавать пока не хотят.
Ранее власти предполагали выделить в следующем году на льготное автокредитование 13,3 млрд рублей, на лизинг — еще 5,1 млрд рублей. Однако торможение сроков оказания господдержки спроса привело к тому, что объемы финансирования всей отрасли, скорее всего, значительно сократятся.
Эксперт Сергей Удалов из "Автостата" полагает, что при нынешнем уровне платежеспособного спроса господдержка необходима: "Автопроизводитель все-таки работает на масштаб, у заводов высокие постоянные расходы, и чтобы были объемы — нужно, чтобы народ покупал". Сейчас 60% машин Lada реализуются через льготное кредитование, отмечает он. По словам аналитика, гарантия неких объемов продаж важна и для локализации выпуска компонентов или их закупок.