Политическим плакатом художник Андрей Будаев занимается 15 лет. Свои работы он печатает на громадных холстах, поэтому с его творчеством лучше всего знакомиться на выставках. Последние три, состоявшиеся с Манеже, привлекли внимание широкой общественности, включая представителей московской богемы и политической элиты. На этот раз информационным поводом для встречи с Андреем Будаевым стал выпуск календарей с его произведениями на 2008 год:

— Андрей, очень часто люди искусства подчеркивают свою аполитичность, а вам, по-видимому, (чтобы работать в таком жанре) приходится быть в курсе политических событий?

— Да, я не только слежу за политическими событиями, но и стараюсь их понять, проанализировать, хотя это бывает и трудно сделать. Абсурд тяжеловато иллюстрировать. Сейчас, например, я думаю какую сделать картинку по поводу того бреда, когда в Думу проходят гимнасты, фигуристы, хоккеисты, которые катаются на коньках — как это все проиллюстрировать. Превращение думского зала заседаний в тренажерный, в котором стоят различные спортивные снаряды — это довольно грустное зрелище. Я ничего не имею против Кабаевой и Хоркиной, они прекрасные спортсменки и, возможно, большие патриоты, но более органично эти девушки выглядят все же на гимнастическом помосте, а не в Думе, где люди должны заниматься другой, интеллектуально более сложной работой. Мне приятно было бы там видеть Гарри Каспарова, Григория Явлинского или моего друга журналиста Александра Минкина, который недавно написал "Письма президенту". А депутаты гимнасты и артисты — это обидно, над этой иронией еще предстоит потрудиться.

— Вам, значит, не доставляет удовольствие эстетика абсурда. Какую в таком случае вы решаете задачу как художник?

— Политическую вакханалию визуально воспринимать тяжело. Здесь нет никакой эстетики с точки зрения гражданина, ищущего какой-то смысл. Тем не менее, абсурд иллюстрировали, если вспомнить, такие знаковые художники, как Иероним Босх. Передавая свои ощущения, впечатления по поводу происходящего в жизни, я использую разные мотивы из его "Корабля дураков", "Несение креста" и других произведений.

— Стремились ли вы предвосхитить события, подбирая сюжеты картин для календаря на 2008 года?

— Нет, будущее предсказать вообще невозможно, тем более в России — это парадоксальная страна. Я посвятил свои календари определенным темам: юбилею передвижников и уходу Путина. На протяжение года я собирал материал, делал картинки на узнаваемых персонажей под другим углом зрения, отличающегося от привычного телевизионного и медийного, в нем больше иронии. Мне приятно, что оценки многих людей совпадают с моими. Я даже не думал, что календари, задуманные как забавный подарок, радующий глаз, будут пользоваться таким успехом. Очевидно, что наши граждане проявляют гораздо больший интерес к политике, чем принято думать.

— Далеко не все ваши картины вызывают улыбки. Очень зловеще выглядит, например, картина, где Путин со своей собакой Кони изображен на фоне карты мира с отметинами вспышек пламени…

— Эта картина называется "Газоват" — священная война. В холодной войне, как я считаю, проиграл не Союз, а здание на Лубянке, и сейчас люди оттуда пытаются одержать реванш. Путин вместе с "Газпромом", вьющим бесконечную сеть газо- и нефтепроводов, кажется зловещей фигурой прежде всего для Европы. Ее зависимость от России уже огромная, но подчинить Европу, опутав сетью газопроводов, конечно, невозможно — это утопия. Но мне представляется, что такой амбициозный проект по контролю огромных пространств существует. Я вижу такую картинку. В трехсотметровом офисе "Газпрома" в Санкт-Петербурге, где-нибудь на 150-м этаже есть карта мира, и над ней склонились 100 богатейших людей России и думают, куда продлить еще этот "голубой" или "северный" поток. Для этого никаких денег не жалко. Можно заплатить 100 миллионов долларов заштатной немецкой футбольной команде только за то, что ее любит Герхард Шредер, проталкивающий планы "Газпрома" в Европе. Кстати, "Шальке" — любимая команда и Адольфа Гитлера. Зато на лечебный центр для больных раком, который обещал достроить Путин, денег нет.

— На всех картинах у вас везде по-прежнему в центре Путин. Как вы думаете, произойдет в стране смена лидерства?

— Наше государство — это компания "Газпром", которой руководят выходцы из Санкт-Петербурга. Силовики и миллиардеры — это все одна команда, и по большому счету не важно, кто там главный. В небольшом кругу решается, кто будет исполнитель: Путин или Медведев. Очевидно, что люди из спецслужб будут руководить государством и дальше — тут к гадалкам ходить не надо. Они семьдесят лет этим занимались с разной степенью успешности. Вклад Путина состоит в том, что при нем государство перестало выполнять свои социальные функции.

— Какое впечатление на вас производит лицо Путина?

Живое лицо, конечно, многое может рассказать о человеке, это я как физиономист вам говорю. Но я Путина знаю только по фотографиям, а это совсем другое дело. Со мной делились своим впечатлением люди, встречавшиеся с ним. Поразительно, но внешне он, по их словам, абсолютно бесцветный человек. Я написал только один черно-белый портрет Путина, который всем нравится. На нем очки с отраженными в них нефтяными вышками. Для человека, который защитил диссертацию о роли углеводородов в развитии России, нефтяные вышки важнее людей. На мой взгляд, Путин не воспользовался моментом и данным ему историческим шансом, чтобы войти в историю как президент, любимый в народе. Не получилось у него, может быть харизмы не хватило. Путин — сам по себе человек довольно скучный, мне он интересен только в контексте событий. Например, его заявление о том, что он стопроцентный демократ, — это издевательство над здравым смыслом и симптом политического аутизма. Все эти вещи надо рассматривать с иронией и без подобострастия.

— А почему вы Каспарова изобразили в образе русского богатыря?

— Я не скрываю, у меня есть работы комплиментарные, посвященные людям, которые мне симпатичны. Лично мне с Каспаровым больше нравится бутырский сюжет, когда он играет партию в шахматы с министром МВД под присмотром прокурора, то есть с одной стороны — интеллект, а с другой — одна лишь форма. Совершенно абсурдное состязание. В другом случае Каспаров с Лимоновым выступают, как Минин и Пожарский, предводителями народа в смутное время. Вообще-то оппозиционные политики не умеют дружить, очевидно им мешают лидерские амбиции. Мне нравится, что этот тандем, основанный на совместной дипломатии, не распался. Знаю, что люди по-разному относятся к Лимонову и его методам. Например, многие осуждают захват приемной Зурабова, но лично я не вижу способов, как еще можно повлиять на власть.

— У вас много картин посвящено женщинам-политикам, вы к ним как-то иначе относитесь?

— Женщин-политиков стало больше и это приятно, потому что женские фигуры более выразительные. В Финляндии, где я делал выставку, много женщин-политиков, и было очень интересно. Очень люблю Тимошенко за ее красоту — жаль, что таких женщин в России нет. Не Слизку же рисовать? Но подход у меня ко всем одинаковый: показывать политиков без пафоса и с иронией, а не как небожителей на постаментах. Кстати в Европе, в частности в Швейцарии, когда мне предложили сделать выставку в городе Цук — это один из оффшоров, где прячутся российские деньги — всем очень понравились работы с Путиным, выполненные в жесткой манере. Зато такой же подход к американскому президенту швейцарцы отвергли. Так что проблемы с демократией везде есть.

— Андрей, а в богемной среде существует "кухня", где обсуждаются политические события?

— В жанре политического коллажа работает очень мало художников. У меня немного друзей из художественного цеха, я в основном дружу с журналистами, политиками. Недавно я был на выставке, приуроченной к 75-летию Союза художников, и мне было скучно среди цветов, пейзажей, портретов малознакомых людей. Неудивительно, что в этих залах никого нет, хотя возможно сами авторы считают, что работают на вечность. Мне же интересно актуальное искусство. Я рисую известных людей, а не просто кусок улицы. Задача, которую я ставлю — повлиять на жизнь других — по-моему, благородна. В день на мою выставку ежедневно приходит более 3000 человек — это огромное количество. Много журналистов. Для них мои работы — это своеобразный бэкграунд, возможность поиронизировать над теми, о ком приходится серьезно писать. Но для канала "Культура" я нежеланный гость.

— Над чем вы планируете работать в 2008 году?

— Я хочу проиллюстрировать события начала 90-х годов. Не все даже журналисты помнят, что происходило тогда, уже невозможно достать фотографии, многие персонажи забыты. А надо более трепетно относиться к своему прошлому, потому что все так или иначе всплывет. Надо напомнить про жесткость к поколению обманутых, и я не говорю только про вклады, которые были вульгарно отняты. Наши безропотные граждане до сих пор все это терпят. Я не участвовал в "Маршах несогласных", но выражаю искреннюю симпатию к тем, кто выходит на улицу и заявляет о своих правах. Такая гражданская рефлексия есть только у здоровых людей, которых власть представляет как больных. Рефлексирующий человек — значит живой, способный отличить черное от белого, горячее от холодного. Уличная политика как жанр, на мой взгляд, будет развиваться. У России не все потеряно, и гомерический хохот из Кремля над сломанным гражданским хребтом нации тех, кто строит на своих дачах горнолыжные спуски, прекратится.

— По-вашему, Россия еще живая страна?

— Наверное, я могу ошибаться по поводу количества политически активных людей. Но есть такие фигуры, как Каспаров. Он делает все правильно. Здоровый интеллектуал в больной стране с абсолютно правильной рефлексией. В уличной политике он с Лимоновым является первооткрывателем, и хочется им пожелать успехов. В нашей стране должны жить хорошо не только 150 семей. Раз в году на крещение происходят какие-то метаморфозы, случаются чудеса. Происходят чудеса и в политике. Желаю всем энергии, здоровья и расширения круга соратников.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter